«Торговая агрессия»: как запреты на транзит отразятся на России и Украине

После запрета на транзит товаров через территорию России украинские власти сообщили, что готовят ответные меры и собираются подать иск в ВТО. РБК разбирался, с чем связаны ограничения и как они отразятся на транзите двух стран

Что ужесточила Россия?

3 июля президент внес изменения в свой указ, который ограничивает транзит украинских грузов по территории России. В частности, транзит товаров, подпадающих под продовольственные санкции, теперь запрещен полностью. Кроме того, запрещен транзит грузов, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин выше нуля, установленные Единым тарифом Евразийского экономического союза (в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия). Представитель Минэкономразвития говорит, что это товары 97 групп — от продуктов питания до оборудования (они прописаны в решении Евразийской экономической комиссии № 54).

В соответствии с новым указом, чтобы провезти транзитом через Россию разрешенный товар в Киргизию, украинским грузовикам и поездам теперь надо сделать крюк, заехав на российскую территорию через белорусский пропускной пункт. С 1 января 2016 года этот порядок уже действует для украинских грузов, которые следуют в Казахстан. Проезд разрешен только в том случае, если транспорт оборудован спутниковой системой ГЛОНАСС.

В связи с чем подписан указ?

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что новый указ президента связан, скорее всего, с деятельностью Евразийского экономического союза России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении (ЕАЭС). Правда, добавил, что не может «квалифицированно объяснить», с чем связано подписание указа.

По мнению опрошенных РБК экспертов, указ нужен, чтобы ограничить поступление нелегальных товаров в Россию. Профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский напоминает, что с 1 января 2016 года у России с Украиной больше нет зоны свободной торговли. И по отношению к Украине действуют ставки таможенных пошлин такие же, как в отношении дальнего зарубежья — ЕС, США, Канады, Китая. «Поэтому здесь речь идет об ограничении торговли с Украиной и о недопущении возможных случаев нелегальной разгрузки фур с продуктами на российской территории», — отмечает эксперт.

«До ввода системы «Платон» многие грузы из Украины, которые шли в Киргизию и Казахстан, не доходили до конечного потребителя, машины разгружались на границе с Казахстаном, грузы не отслеживались, а таможенные пошлины не платились. То есть эти ограничения могут вводиться, для того чтобы в Россию не шел поток товаров с Запада, которые беспошлинно идут на территорию Украины после ассоциации», — говорит президент общественной организации «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Экономическая часть соглашения об ассоциации Украины и ЕС была подписана летом 2014 года. Зона свободной торговли в рамках ассоциации начала действовать с начала 2016 года.

Ограничения, в том числе и по тарифам с ненулевыми ставками пошлин, можно считать дополнительным барьером для ввоза товаров из Украины в рамках «транзитной войны» с соседней республикой, считает Портанский. Введение Россией ограничений по транзиту в сообщении Министерства экономического развития и торговли Украины названо «экономически и юридически необоснованным», оно «ожидаемо приведет к искусственному ухудшению условий торговли Украины с третьими странами».

Почему это важно для Украины?

Торговый представитель Украины Наталия Микольская заявила, что Украина может потерять около 90% экспорта украинских товаров в Казахстан и Киргизию из-за российских ограничений. В апреле 2016 года Минэкономразвития Украины отмечало, что торговые ограничения со стороны России увеличили стоимость грузоперевозок в Казахстан на 30%, передает агентство УНИАН. Всего объем поставок Украины в Казахстан в 2015 году составил $827 млн, уточняет Центр международной торговли (ЦМТ), это 2,2% в общем экспорте Украины. По данным ЦМТ, доля поставок из Казахстана в общем импорте Украины — 3,4% ($35,1 млрд в 2015 году).

Источник

Похожие статьи